katykuxny (katykuxny) wrote in anti_ju_ju,
katykuxny
katykuxny
anti_ju_ju

Подростковый суицид – как мы убиваем наших детей

Оригинал взят у pavelponomarevв Подростковый суицид – как мы убиваем наших детей
В этой статье про страшное явление наших дней - подростковый суицид. Заглавие неслучайно. Много раз встречал сторонний анализ случаев подросткового суицида, пытающийся ответить на вопрос – что с подростком не так? Но не является ли это ошибочной позицией? Не пора ли нам задать вопрос – что мы делаем или чего не делаем, и, как это формирует условия для того, чтобы так умирали наши дети.

Изучение условий формирующих возможность суицида в подростковом возрасте приобретает в современной России особую актуальность и значимость, особенно в крупных городах. Согласно последним исследованиям, в группу риска по эмоциональному неблагополучию попадает 20% подростков от 13 до 17 лет [4], а смертность юношей в результате суицида в России в три раза выше, чем в мире.

В этой связи важно определить факторы суицидального риска (условия, причины и мотивы), исследовав материалы жизнедеятельности подростков, покончивших жизнь самоубийством, мнения близких людей. С этой целью в рамках Центра Экстренной Психологической Помощи МГППУ с начала 2012 года нами проводятся исследования суицидальной среды подростков. По различным информационным источникам, материалам СМИ, данным из социальных сетей - проанализировано более 100 суицидальных актов за первое полугодие 2012 года, а также 45 попыток суицида. Общая выборка составила 145 девочек и мальчиков в возрасте от 9 до 18 лет. Среди изучаемых показателей стали: - степень семейного неблагополучия; - характер общения со сверстниками и родителями; - наличие психический расстройств и психосоматических нозологий; - присутствие в близком окружении лиц, совершивших или покушавшихся на суицид.

В приведенном исследовании юношей, совершивших суицид, было 52,3%, девушек - 47,7%. Средний возраст подростков составил 16,4 года. В качестве способ самоубийства подростками в 50% случаев выбиралось повешение, в 39,8% - выброс из окна, отравление, применение огнестрельного оружия, а также иные способы составили – 10,2%.

Исследование мотивов суицидального поведения по классификации Амбрумовой А.Г. [1], установило следующее:
1. Суицидальное поведение по типу «призыва», которое отражает пассивную реакцию подростка с целью привлечения внимания к проблемной ситуации и возможности получения помощи для ее изменения – было характерно для 45,5% от всех случаев.
2. Суицид для избежания наказания (страдания), когда имеет место пассивная реакция личности в ответ на угрозу своему социальному, личностному или биологическому существованию, характерен для 29,3% всех случаев.
3. Суицид с целью избежать физических страданий (который проявлялся в виде страха перед ответственностью, наказания) был выявлен у 15,4%.
4. Суицид по типу самонаказания, суть которого заключается в протесте против себя (самообвинением), что связано с депрессивными переживаниями (наличие угрызений совести, чувства греховности, при совершении непростительных поступков, когда подросток осознавал отрицательные моральные стороны своих действий и др.) – обнаружен в качестве мотива суицида у 9,8% подростков-самоубийц.

Обозначая территориальные особенности подросткового суицида, отметим, что за исследованный период на крупные города приходится 67,9% всех случаев, тогда как на населенные пункты с населением менее 100 000 человек только 32,1%. Выявлены отличия между причинами суицида в крупных городах и менее населенных. Так, для городов с населением свыше 1 млн. для подростка более непереносимой является ситуация в школе. В больших городах встречаются распространение суицидальной идеологии, а также доведение до суицида через социальные сети или деструктивные группы. Тогда, как в населенных пунктах до 100 тыс. человек более актуально в качестве факторов суицида - употребление психоактивных веществ и исследовательский характер рискованных действий, приводящих к суициду. Однако, и в крупных и мелких населенных пунктах кризисная ситуация в семье, внутренний конфликт и кризис в межличностных отношениях создавали условия для реализации суицида.

Среди прочих причин, послуживших условием суицида, выделим: безразличие со стороны родителей и друзей, трудности в школе (воспринимаемые подростком как неразрешимые), психологическая неподготовленность к ранним интимным отношениям.

Исследование показало, что подростки, употребляющие алкоголь подвергаются большему риску самоубийства. Так, 15.05.12г. произошел суицид 16-летнего подростка, которого нашли повешенным в городе Новоуральске Свердловской области. По предварительным данным, смерть подростка наступила в результате самоубийства, причем, перед совершением суицида подросток употреблял спиртное. Незадолго до произошедшего молодой человек находился на похоронах своего 18-летнего друга, который повесился. Под влиянием психоактивных веществ повышается вероятность внезапных импульсов, неконтролируемых поступков и риск суицида.

Изучаемые подростки были внушаемы и эмоционально нестабильны, тяжело переживали неудачи в личных отношениях. Для примера - случай суицида в Нижегородской области, когда 14-летний восьмиклассник из гимназии города Шахунья Валерий П. решил покончить жизнь самоубийством, поругавшись с одноклассниками, прыгнув с 4-го этажа. С переломом позвоночника и тяжелой травмой головы мальчика доставили в ЦРБ. Накануне мальчик пришел домой и даже не стал разговаривать с мамой, сославшись на плохое настроение, школьник вышел на балкон и спрыгнул вниз.

Суицид часто происходит в тех семьях, где господствует авторитарный стиль воспитания. Так, на юге Москвы 08.02.2012г. из окна многоэтажного дома выпрыгнул 14-летний Александр Филипьев, после семейной ссоры. Из предсмертных записок Саши становится понятно, что на роковой прыжок мальчика могла толкнуть ссора с родителями. Отец часто ругал парня за своевольный образ жизни, - сообщил источник. - Школьник курил, пил и, по словам родителей, украл у одноклассницы фотоаппарат. Когда об этом стало известно папе, он отругал сына за это. В предсмертной записке мальчик просит прощения у родителей за то, что конфликт зашел так далеко и что он не может быть таким хорошим сыном, как его брат Руслан: «Если я такой плохой, живите с Русланом. Бабушка, папа, теть Ира, мама, простите. Это дошло до критической точки. Вы правы». Видимо подросток надеялся с помощью суицида изменить конфликтную ситуацию в семье, донести таким страшным образом свою позицию.
По нашим данным, кризис в межличностных отношениях является наиболее значимой причиной для 68% от всех случаев. Так: 28.03.2012г. петербургская 16-летняя школьница выбросилась из окна многоэтажки из-за ссоры со своим молодым человеком; 21.03.2012г. - 14-летняя Юлиана Шекова выбросилась из многоэтажки на западе Москвы, а накануне прыжка написала, что если ее бросит любимый, то она отправится в рай. О своих чувствах девушка поделилась на странице в соцсети, где призналась, что ее чувства к парню настолько сильны, что если они расстанутся, то она не сможет больше жить; 09.04.2012 - в станице Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края был обнаружен повешенным 17-летний подросток. «С места происшествия изъята предсмертная записка подростка, в которой он сообщал, что причиной его ухода из жизни явилось расставание с девушкой».

В вышеперечисленных примерах все подростки остались один на один с ситуаций, которые они не смогли разрешить самостоятельно, с чувствами высокой силы, толкнувшими их к роковому шагу.
В качестве новых условий, способствующих суициду фигурирует наличие некой деструктивной организации. Так, установлено, что 27.01.2011 два подростка пятнадцати лет Никита Устинов и Галя Гусева, сбросившихся с 16-го этажа во Фрязино, толкнули на самоубийство сектанты. Причиной трагической смерти двух подмосковных школьников могли быть угрозы от человека из сатанистской секты. Внимательно изучив письма ребят в социальных сетях, явствует вывод, что Гале постоянно угрожали сатанисты.

Другой случай, когда 19.10.2011г. Александр Рева, Роман Новак и Владислав Нольсин, участвовавших в оккультных сборищах в городе Карасуке Новосибирской области, повесились, чтобы принести жертву «покровителю». Все они, предварительно договорившись о суициде, повесились с разницей в несколько дней. Настоятель местного православного прихода отец Роман уверен, что молодые люди попали под влияние оккультной группировки. Отсутствие внятного контроля со стороны государственных и общественных организаций за деятельностью религиозных и оккультных организаций становится фактором риска для наших детей.

Другая новая тенденция - суицид как реакция на учебную ситуацию. Для примера приведем суицид, состоявшийся 19.04.2012г., когда 18-летняя девушка Виктория Е., свела счеты с жизнью, не выдержав напряжения и усталости накануне тестирования. На кухне рядом с телом старшеклассницы нашли учебники, которые та изучала перед смертью. - Больше всего на свете Вика боялась экзаменов, - рассказали ее одноклассники. - Она часто плакала из-за этого и повторяла: «Я не сдам, я провалюсь!».

Другой случай, произошедший 12.04.2012г. - самоубийство 16-летней жительницы Владивостока. Девочка покончила с собой, повесившись после занятий на ремне от куртки. Одной из основных причин самоубийства подростка мог стать проваленный тестовый экзамен. Двенадцатилетний мальчик в Туле 16.03.2012г. пытался повеситься на ремне, предположительно, из-за полученной в школе двойки.

Разрывающим сердце случаем суицида, стала гибель 13-летнего Сергея В., который проживал в Ломоносовском районе Архангельска. Сергей покончил жизнь самоубийством, получив «двойку» по географии. Мальчик очень не хотел расстраивать любимую маму, которая воспитывала его вместе с новым мужем, и папу, с которым, несмотря на развод родителей, у Сережи были прекрасные отношения. На роковой шаг мальчик, мог решиться, когда учителя вызвали маму на беседу об успеваемости Сережи. «Сергей изложил причины своего решения, - продолжает друг Сергея. - Он написал маме, что не смог быть ей хорошим сыном, что он не может больше врать и воровать у нее. И завещал свою флешку с музыкой двоюродному брату Жене. Также парень перед смертью попросил у мамы прощения, что не успел помыть посуду».

В этой связи возникают вопросы – где были педагоги, почему родители, видя кризисное состояние своих детей, не смогли повлиять на их поведение. Очевидно, что до трагедии взрослые не могли предположить, что реакция на несданный экзамен может быть такой.

Самоубийство и серьезные попытки суицида в нашем исследовании связаны с высоким чувством отчаяния. Дети, обделенные крепкими эмоциональными привязанностями к родителям, чаще не способны самостоятельно регулировать свое негативное психоэмоциональное состояние. У всех подростков-самоубийц отсутствуют навыки саморегуляции, но при этом выявлены низкие способности к социальной адаптации. Все эти механизмы формируются в детстве через общение взрослого с ребенком. Низкий уровень саморегуляции поведения приводит к неспособности автономного выживания в социуме.

Важным условием, выявленным в нашем исследовании, стало самоубийство значимых людей – как стартера трагедии. Более 16,5% подростков-самоубийцы имели покончивших собой родственников или предков.
Подростки, потерявшие родителя из-за его самоубийства, возможно, верили в свою причастность к несчастью или, считали себя виноватыми в том, что не смогли облегчить боль. Утрата родителя по причине суицида были основой для суицидальных мыслей у ребенка благодаря бессознательным идентификациям.

С другой стороны, подросток, решившийся на суицид, соприкасается со своим гневом, который подавляется какое-то время, но в дальнейшем подросток не в состоянии справляться с ним (у него недостаточно психологических ресурсов, а ресурсов другого взрослого человека – нет). Как решение ситуация – направление разрушительной агрессии на себя. Но также это могут быть чувства любви к утраченному объекту, чувства такой силы, что они начинают истощать нервную систему подростка, который нуждается не только в психологической поддержке, но и психиатрическом лечении.

Приведем примеры. Основной причиной суицида Иры Борисовской, совершенного 16.03.2012г. на юге Москвы оказалось желание воссоединиться с любимой мамой, которая умерла от рака 3 года назад. Ира отпрашивалась из школы, она уже была готова к суициду и специально выждала момент, чтобы ей никто не помешал. Она повесилась, когда дома никого не было. Ира замкнулась в себе и не смогла найти общий язык с отцом и мачехой. В безысходной ситуации Ира решилась на отчаянный поступок.

Другой случай, когда семилетний мальчик 06.02.2012 повесился в своей квартире в городе Хилок. Выяснилось, что несколько лет назад он был свидетелем аналогичного самоубийства родного отца. В этом случае, дополнительным фактором суицида стало социальное научение. Ребенок «научился» как надо решать проблемы, и, в ситуации кризиса, воспользовался этим страшным способом.

Об эмоциональной тупости взрослого свидетельствует случай, произошедший 14.05.2012. В этот день произошла гибель 16-летней ученицы московской школы № 54 Марии В.. «Она отдыхала в лагере «Орленок», - рассказал друг кинувшейся с моста девочки Вадим, с которым она раньше училась в одной школе. - Когда вернулась, вожатые рассказали учителям, что в лагере Маша гуляла с мальчиком. И учительница за это назвала ее шлюхой. Из-за этого всего Маша собиралась перевестись обратно в нашу школу». Не только не поняв актуальное психоэмоциональное состояние девочки, «педагог», несправившийся со своими эмоциями, стал решающим фактором трагедии.
Особую обеспокоенность психологов вызывают доведение до суицида через Социальные Сети. Для объяснения феномена травли через социальные сети в научный оборот введено понятие кибербуллинга. Если взрослый человек, наделенный развитыми навыками социального взаимодействия, адаптации и саморегуляции относит Интернет-общение как к второстепенному, то у подростка эта картина иная. Для подростка данное общение носит сверхценных характер. Много детей «живут» в сети, пользуются ее благами, формируя целую гамму противоречивых чувств к себе и другими ее обитателями.

В новом информационном мире подростки испытывают коммуникативные сложности, сталкиваясь с агрессией, травлей и унижениями в сети. Кибербуллинг осуществляется сознательно, систематически и направлен на слабых в психологическом отношении подростков, отличается от обычной агрессии масштабами: его свидетелями становится большое количество френдов, отсюда большая суицидальная опасность.

Социальная Сеть для подростков сегодня становится рупором деструктивного группового движения, которое может возглавить человек, распространяющий идеи о суициде. В этой связи, интересен случай гибели 14-летних подружек из подмосковной Лобни - Лизы Пецыля и Насти Королевой, которые жили в одном подъезде, учились в одной школе и были лучшими подругами. Девочки заранее готовились к суициду. Утром на своей страничке в социальной сети Настя написала: «Ненавижу фразу «А если твои друзья с 9-го этажа прыгать пойдут, ты тоже пойдешь?» ДА, ПОЙДУ, ЧЕ МНЕ БЕЗ ДРУЗЕЙ ДЕЛАТЬ???». Лиза же в предсмертной записке указала: «Я всегда буду ценить только тех, кто со мной до конца!». В этом и других случаях, мысль-действие о совершении самоубийства становится сверхличностно значимой, волевой и мотивационной составляющей, которая должна дать данному подростку уважение в группе (которая молчаливо или словом поддерживает данное деструктивное поведение).

Известно, что мысли о суициде появляются в подростковом возрасте, когда начинается опасный переходный период от детства к юности и вступлению во взрослую жизнь. Подросток становится уязвимым, ранимым, склонным к резким перепадам настроения, необдуманным поступкам. Для помощи подростку необходимо постоянно мониторить его эмоциональное состояние. В этом возрасте подросток закрыт, роль его школьного окружения превалирует над семейными связями. Поэтому даже контакт на уровне глаз (а иногда это единственно на что может рассчитывать родитель) является иногда единственной возможностью узнать о существовании страшной проблемы.

Подростки находятся в состоянии взросления, становления, они самоутверждаются, и любое родительское наставление, замечание или пустяковую просьбу могут расценить как посягательство на свою свободу. Но без такого взросления невозможна личность. Поэтому родители должны набраться терпения, стараться задавать открытые вопросы, раскрывающие подростка. Этот материал нельзя критиковать «в лоб», а следует вначале исследовать на предмет опасности для подростка и семьи, а затем перейти к аккуратным действиям превентивного характера. Если позиция подростка будет содержать угрозу для его жизни, необходимо обратиться к психологу, ибо неумелая попытка решить проблему усиливает кризис, а в некоторых случаях становится поводом для суицида подростка.

Использованная и рекомендуемая литература
1. Амбрумова А. Г. Непатологические ситуационные реакции в суицидологической практике // Научные и организационные проблемы суицидологии: Сбор. науч. трудов. — М., 1983. — С. 40—53.
2. Амбрумова А. Г., Бородин С. В., Михлин А. С. Предупреждение самоубийств. — М: Изд-во Академии МВД СССР, 1980. — 164 с.
3. Амбрумова А. Г., Полеев А. М, Неотложная психотерапевтическая помощь в суицидологической практике: Методич. реко менд. — М., 1986. — 25 с.
4. Холмогорова А. Б., Воликова С.В. Семейный контекст расстройств аффективного спектра // Социальная и клиническая психиатрия. 2004. № 2.


Павел Пономарев
12.07.2012г.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment