Гораций Горин (ex_gorgorin783) wrote in anti_ju_ju,
Гораций Горин
ex_gorgorin783
anti_ju_ju

Мнение

Пришёл комментарий к статье про Наталью Захарову и ювенальную юстицию, статья эта есть в сообществе, можно посмотреть http://community.livejournal.com/anti_ju_ju/4031.html
Я перепостил её сюда http://clubs.ya.ru/4611686018427388521/replies.xml?item_no=64676&with_parent=1&parent_id=68033&for_reply&ncrnd=7677
И вот что мне ответили:

Вам комментарий:

Ёж - шуршалка написал
29 апреля 2009 года, среда, 15:59

Когда то написал стаю здесь же про ювенальную юстицию в России, в скобках в основном мои комментарии (они были выделенны еще красным цветом и курсивом но в комменте не видно).


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Авторский проект

Москва
Институт международного права и экономики имени А.С. рибоедова
1999


Пояснительная записка

Соблюдение прав человека начинается с того, как общество и государство относится к детям. Дети являются высшей ценностью каждого государства.
20 ноября 1989 г. 44 сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла Конвенцию о правах ребенка (ратифицирована 13 июня 1990 г. Верховным Советом СССР). В этом документе реализована новая идеология в отношении детства. Ее суть состоит в обеспечении прав детей на достойную жизнь, образование, развитие, доступ к качественным услугам здравоохранения.
Российская Федерация как правопреемник СССР все эти годы на законодательном уровне предпринимала усилия, чтобы максимально полно реализовать международные стандарты по защите прав и свобод ребенка, наилучшему обеспечению его интересов, созданию необходимых условий для благополучия всех детей.
Однако оценивая реальное положение детей в России, следует признать, что в большинстве своем они стали заложниками плохо подготовленных экономических и социальных реформ, разрушительных политических и социальных преобразований последних лет.
Отсутствие должного внимания к проблемам детства можно вполне квалифицировать не только как несоблюдение Россией отдельных положений Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка, но и как жестокое обращение с детьми со стороны самого государства и его властных структур.
В России за последние 10 лет родилось почти на сто миллионов детей меньше, чем в предыдущее десятилетие. Смертность подростков только за три последние года выросла почти на 40 %. Сокращение численности населения достигло в России таких размеров, при которых количественное его восполнение в ближайшие годы полностью исключается.
Развал экономики, обострение социальной и политической обстановки в России создали критическую ситуацию для многих детей. В настоящее время до 40 % всех детей живут в бедных семьях.
Все это свидетельствует о невыполнении Россией многих положений Конвенции о правах ребенка, в том числе касающихся права детей на уровень жизни, необходимый для нормального физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (Статья 27:
1. Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.
2. Родитель(и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.
3. Государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.
4. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения восстановления содержания ребенка родителями или другими лицами, несущими финансовую ответственность за ребенка, как внутри государства-участника, так и из-за рубежа. В частности, если лицо, несущее финансовую ответственность за ребенка, и ребенок проживают в разных государствах, государства-участники способствуют присоединению к международным соглашениям или заключению таких соглашений, а также достижению других соответствующих договоренностей), ответственности родителей за воспитание детей (ст. 8 Статья 8 :
1. Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.
2. Если ребенок незаконно лишается части или всех элементов своей индивидуальности, государства-участники обеспечивают ему необходимую помощь и защиту для скорейшего восстановления его индивидуальности.), принципа наилучшего обеспечения интересов ребенка (ст. 3 Статья 3:
1. Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
2. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
3. Государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора. ) и др.
До настоящего времени не предусмотрена надежная правовая защита от жестокого обращения и преступных посягательств в отношении детей в семье. Недостаточно разработаны правовые меры борьбы с детской проституцией, наркоманией, алкоголизмом (ст.19, 33 и 34 Статья 19:
1. Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.
2. Такие меры защиты, в случае необходимости, включают эффективные процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления, сообщения, передачи на рассмотрение, расследования, лечения и последующих мер в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, указанными выше, а также, в случае необходимости, для возбуждения судебной процедуры
Статья 33
Государства-участники принимают все необходимые меры, включая законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем чтобы защитить детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, как они определены в соответствующих международных договорах, и не допустить использования детей в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими.
Статья 34
Государства-участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения. В этих целях государства-участники, в частности, принимают на национальном, двустороннем и многостороннем уровнях все необходимые меры для предотвращения:
a) склонения или принуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности;
b) использования в целях эксплуатации детей в проституции или в другой незаконной сексуальной практике;
c) использования в целях эксплуатации детей в порнографии и порнографических материалах.).
Спасаясь от жестокого обращения, ежегодно кончают жизнь самоубийством примерно 2 тысячи детей и подростков, 50 тысяч уходят из семьи, 6 тысяч - из детских домов и интернатов.(Вопрос 50 тысяч уходят из семьи, а сколько потом возвращаются?).
В общей сложности 25-26 тысяч несовершеннолетних ежегодно становятся жертвами преступных посягательств, из них около 2 тысяч погибают, 8-9 тысяч получают телесные повреждения. В России регистрируется свыше 2,5 тысяч половых преступлений, включающих развратные действия взрослых лиц в отношении малолетних детей. С каждым годом все больше совершается изнасилований несовершеннолетних. (Интересно , какова статистика в странах, где принята ювенальная юстиция, причем для сравнения ее лучше перевести в проценты)
В этих условиях социальная защита несовершеннолетних граждан не может сводиться к решению проблем лишь чисто материального характера. Такой путь ведет к самоустранению государства от необходимости решения наиболее острых социальных проблем, делает социальную политику бессодержательной в плане воздействия на имеющиеся и постоянно возникающие новые негативные явления. Необходимой является постоянная деятельность государства по созданию экономических, правовых, психолого-педагогических и организационных условий и гарантий реализации прав, свобод и законных интересов детей. Органы власти Российской Федерации обязаны обеспечить приоритет интересов детей во всех сферах жизни общества и государства. Все более актуальной становится проблема создания в России ювенальной юстиции.
В рамках практической реализации в стране концепции судебной реформы представляется важным на законодательном уровне проработать весь комплекс вопросов, связанных с созданием системы защиты прав, свобод и законных интересов детей, принципиально отличной от действующей сегодня системы мер карательной направленности, применяемой в их отношении. Системы, которая включала бы в себя сеть разнообразных социальных правоохранительных служб для несовершеннолетних, специализированных судов по делам семьи и несовершеннолетних, специальных правоприменительных и нормотворческих служб органов юстиции, учреждений для социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, их трудоустройства, организации отдыха и многое другое. Эта система должна быть построена на иных, более гуманистических процессуальных нормах, чем те, которые предусмотрены сегодня нормативными актами МВД, юстиции, административным и уголовным законодательством.
Основополагающим принципом при разработке данной системы должно стать положение ст. 3 Конвенции (Статья 3
1. Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
2. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
3. Государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора) о правах ребенка, в соответствии с которым во всех действиях государственных, частных учреждений, суда, административных и законодательных органов, предпринимаемых в отношении детей, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению их интересов.(Вопрос какие интересы у ребенка, кем это определяется?).
Ювенальная юстиция призвана обеспечивать:
- справедливость любого правового решения в отношении детей;(Справедливость понятие очень расплывчатое).
- защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних при разрешении гражданских, административных и уголовных дел, связанных как с их воспитанием, так и совершенными ими правонарушениями;(Интересное понятие - «Законные интересы», например по закону РФ нет статьи запревающей прием наркотиков, запрещено только их распространение, а ведь принятие ювенальной юстиции означает доработку всего законодательства, какие еще законные интересы появится у детей?).
- обеспечение социализации личности детей в максимально благоприятных условиях жизни.(Какие условия считаются благоприятными, кто определяет какие условия являются благоприятными?).
К системе ювенальной юстиции должны быть отнесены органы, разрабатывающие законодательство, направленное на защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних; обеспечивающие охрану их прав, свобод и законных интересов; осуществляющие правосудие по делам несовершеннолетних; исполняющие решения (постановления, приговоры), вынесенные в отношении несовершеннолетних.
Создание системы ювенальной юстиции следует проводить поэтапно по модульному варианту с использованием как новых, так и ранее выработанных форм и методов социально-правового обслуживания детей, но обязательно в рамках единой концептуальной научно обоснованной программы.
Россия относится к тем немногим странам современного мира, где отсутствует правосудие по делам несовершеннолетних как самостоятельная подсистема общего правосудия. В то же время почти столетний период существования в мире различного вида элементов ювенальной юстиции, в том числе и в дореволюционной России, доказал их достаточно высокую эффективность в деле защиты прав, свобод и законных интересов детей, в предотвращении противоправного их поведения.(Однако ювенальная юстиция была отменена, 7 апреля 1935 «В целях быстрейшей ликвидации преступности среди несовершеннолетних, ЦИК и Совнарком СССР постановляют:

1. Несовершеннолетних, начиная с 12-летнего возраста, уличённых в совершении краж, в причинении насилия, телесных повреждений, увечий, в убийстве или в попытках к убийству, привлекать к уголовному суду с применением всех мер уголовного наказания.
2. Лиц, уличённых в подстрекательстве или в привлечении несовершеннолетних к участию в различных преступлениях, а также в понуждении несовершеннолетних к занятию спекуляцией, проституцией, нищенством и т.п., — карать тюремным заключением не ниже 5 лет.
3. Отменить ст.8 “Основных начал Уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик”.
4. Предложить правительствам союзных республик привести уголовное законодательство республик в соответствие с настоящим постановлением» (О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних. Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР // Правда. 8 апреля 1935. №97(6343). С.1.
Такое постановление могло быть вызвано, как политическими целями, например, повысить контроль государства над людьми, так и тем что ювенальная юстиция не справлялась со своей задаче. Более того тогдашняя обстановка существенно отличалась от нынешней, откуда возникает два сомнительных момента: во-первых будет ли тогдашняя ювенальная юстиция работать сейчас и во-вторых вводить собираются все таки не старую ювенальную юстицию, а новый законопроект под старым названием).
В нашей стране в последние годы осуществлены рядом ученых весьма плодотворные научные разработки по данной проблеме. Важно добиться их фактической и правильной реализации в организационном плане.(Тут было бы неплохо огласить какие именно разработки и кем проводились, а также дать результаты данных разработок).
С этой целью авторский коллектив специалистов, долгие годы посвятивших разработке системы мер, направленных на защиту детей, подготовил проект Федерального закона "Основы законодательства о ювенальной юстиции в Российской Федерации".
Законопроект состоит из 9 глав, включающих 29 статей, в которых отражены основные понятия института ювенальной юстиции, определен механизм его реализации.
Принятие данного законопроекта позволит:
- перевести решение многих проблем по защите прав, свобод и интересов детей с федерального на муниципальный уровень и тем самым обеспечить их более эффективное решение на индивидуальной основе;
- повысить ответственность муниципальных органов самоуправления за воспитание детей, организацию их отдыха и труда;
- освободить систему органов МВД РФ от исполнения несвойственных ей функций воспитательно-профилактической работы с детьми;
- максимально сократить применение карательных мер к несовершеннолетним правонарушителям;(Максимально – понятие очень растяжимое, максимально – в смысле снизить наказания предусмотренные нынешними законодательством введя в качестве смягчающих обстоятельств возраст , окружающую обстановку и мотивы преступления плюс реабилитация; или вообще практически совсем оттенить карательные меры).
- органам юстиции и образования постепенно сократить численность детей, находящихся в воспитательных учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей, и тем самым переключить свою деятельность на решение иных задач; (Практически совсем оттенить карательные меры – это очень действенный и легкий способ добиться выполнения данного пункта, но вот мне кажется – если подросток знает, что за совершенное преступление ему практически наверняка ничего не будет, кроме бесед с психологами и соц. работниками, то станет ли он воздерживаться от совершения преступления, второй-то раз он нарушать закон, может быть и не станет, а вот первый?).
- существенно сократить финансовые и иные затраты федерального бюджета на исправление и перевоспитание детей, находящихся в конфликте с законом. (Интересно каким образом? Основной идеей ювенальной юстиции, в плане воспитания детей, насколько я понял, является устранения причин преступлении и реабилитация вместо карательных мер, этим должны заниматься специальные ювенальные суды и социальные организации, а так как считается, что этим в России сейчас не занимаются, значит потребуются реабилитационные центры, специальные суды, социальные работники и пр. (здания, орг. техника, обстановка, специалисты, зарплата специалистам и т. д., причем на муниципальном уровне и по всей России), то есть на все это хозяйство придется тратить не мало денег, а их планируют сократить, странно).
Законопроект подготовлен в соответствии с распоряжением Государственного Комитета РФ по молодежной политике от 19 июля 1999 г. № 42 авторским коллективом в составе:
Ермаков Вячеслав Дмитриевич - руководитель рабочей группы по подготовке законопроекта при Госкоммолодежи России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, проректор по научной работе Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова;
Ильчиков Михаил Захарович - заместитель руководителя рабочей группы, доктор экономических наук, профессор, президент Института международного права и экономики имени А.С.Грибоедова, Советник районного собрания района "Басманный";
Абросимова Елена Антоновна - руководитель юридической службы Национального института прессы;
Автономов Алексей Станиславович - доктор юридических наук, директор правового отдела Фонда развития парламентаризма в России;
Хананашвили Нодари Лотариевич - руководитель юридической службы Российского благотворительного фонда "Нет алкоголизму и наркомании".
Изложенный материал является первой рабочей редакцией Федерального закона "Основы законодательства о ювенальной юстиции в Российской Федерации".
В план дальнейшей работы над законопроектом входит подготовка и проведение "круглых столов", международной научно-практической конференции "Ювенальная юстиция в системе обеспечения защиты прав детей". Они пройдут в Институте международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, который определен базовой организацией по подготовке этого законопроекта.
Авторы предлагают всем заинтересованным лицам и организациям принять участие в обсуждении законопроекта. Все конструктивные предложения и замечания будут обязательно учтены.
Свои предложения по законопроекту просьба направлять по адресу: 107066, Москва, ул. Спартаковская, д. 2/1. Институт международного права и экономики имени А.С.Грибоедова. Ермакову В.Д. (тел. /факс/ 261-19-31).






Председатель Государственного комитета
Российской Федерации по молодежной
политике Деникин В.И.


Руководитель рабочей группы по подготовке
законопроекта, доктор юридических наук,
профессор, заслуженный юрист РФ,
проректор по научной работе Института
международного права и экономики
имени А.С. Грибоедова Ермаков В.Д.



Заместитель руководителя рабочей группы
по подготовке законопроекта, доктор
экономических наук, профессор,
президент Института международного
права и экономики имени А.С. Грибоедова Ильчиков М.З.
Продолжение в следующем посте(большой объём не помещается в пост)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments